На каком основании вводятся в России и в крае ограничительные мероприятия?

21 Июля

В соответствии с п. 6 ст. 4.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций могут функционировать в режиме:

а) повседневной деятельности — при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации;

б) повышенной готовности — при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;

в) чрезвычайной ситуации — при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.

         В силу п. 10 названной статьи закона при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации решением Правительственной комиссии, глав регионов, муниципалитетов и руководителей организаций на их территории могу приниматься меры по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации, в т.ч.:

- ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения ЧС;

- приостанавливать деятельность организаций, оказавшихся в зоне ЧС, если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников данной организации и иных граждан, находящихся на её территории.

         В соответствии с п. 25 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС, утв. постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 № 794, решениями о введении режима повышенной готовности определяется, в частности, перечень мер по обеспечению защиты населения от ЧС.

         Конкретные ограничительные меры введены Постановлениями Главного санитарного врача Российской Федерации: от 31.01.2020 №3 «О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV» и от 02.03.2020 № 5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)».

         Объявлен ряд рекомендаций, соблюдение которых необходимо для предотвращения распространения вируса. Они размещены на сайте Минздрава РФ (https://www.rosminzdrav.ru/).

         08.04.2020 Губернатором Забайкальского края принято постановление №30 «О введении режима повышенной готовности на территории Забайкальского края и комплексе ограничительных и иных мероприятий по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)», в соответствии с п. 3 которого утвержден комплекс ограничительных и иных мероприятий по предотвращению угрозы распространения на территории Забайкальского края новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV).

         В указанной связи уполномоченными ведомствами сегодня принимаются необходимые меры по изоляции граждан, приостановлению деятельности организаций, транспортного сообщения, госпитализации заболевших.

         А предусмотрена ли законом обязанность граждан заниматься профилактикой распространения заболевания?

         Да, в соответствии с ч. 2, 3 ст. 27 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» граждане в случаях, предусмотренных законодательством РФ, обязаны проходить медицинские осмотры, а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний. Граждане, находящиеся на лечении, обязаны соблюдать режим лечения и правила поведения пациента в медицинских организациях.

Между тем, в виду разных причин, а чаще всего по причине безответственности и несознательности, граждане могут нарушать режим изоляции (самоизоляции, госпитализации). Указанное приводит к серьёзным последствиям, как для самого гражданина, так и для окружающих.

         Какая ответственность предусмотрена за нарушение указанных обязанностей?

         Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечёт административную ответственность, предусмотренную ст. 6.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ в виде штрафа.

         Кроме того, в случае неисполнения предписаний органов Роспотребнадзора, в т.ч. об изоляции (самоизоляции), гражданин несёт административную ответственность по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

         А если человек кого-то заразил?

         Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание людей, влечёт уголовную ответственность по ст. 236 Уголовного кодекса Российской Федерации. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается лишением свободы на длительный срок.

         А какую ответственность несут организации и предприниматели, нарушающие установленные государством запреты и ограничения?

         За нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства они аналогично отвечают по ст. ст. 6.3 вплоть до административного приостановления деятельности и 19.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ вплоть до дисквалификации руководителя.

         Невыполнение должностными лицами, в т.ч. организаций, предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций влечёт по ст. 20.6 КоАП РФ наложение административного штрафа на должностных и юридических лиц вплоть до 200 тысяч рублей.

         Неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей, в т.ч. в условиях пандемии, вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе либо обязанностей по должности, если это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан, охраняемых законом интересов общества или государства влечёт уголовную ответственность по ст. 293 УК РФ (халатность). Такое деяние, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть людей, наказывается лишением свободы на длительные сроки.

         Сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей (в т.ч. о выезде за границу, контактировании с больными, наличии симптомов заболевания и т.д.), совершенные лицом, обязанным обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению такой опасности, указанной информацией, наказывается по ст. 237 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающей в случае тяжких последствий лишение свободы на длительный срок.

         Также гражданам, предпринимателям и руководителям организаций следует знать, что вред, причинённый личности или имуществу вследствие нарушения санитарного законодательства, подлежит возмещению гражданином, причинившими вред, в полном объёме (ст. 57 закона).

         Информацию предоставил старший помощник прокурора Анастасия Мункуева.